Применение задвижек
Задвижка шиберная фланцевая – вид запорной трубопроводной арматуры. Ее предназначение – перекрытие рабочей среды (потока) в трубопроводной системе. Область ее применения достаточно разнообразна. Это транспортировка пара, воды, масла, газа, нефти и других веществ.

Запорный элемент должен находиться в положении «открыто» или «закрыто». Запорная арматура не используется для частичного перекрытия потока рабочей среды.
Самым традиционным и популярным видом соединения задвижек с трубопроводной системой является фланцевое крепление. Плотность соединения такого типа достигается при помощи специальных прокладок, которые располагаются между фланцами. Болты (их головки) находятся только с одной стороны соединения.
Плавное и равномерное подтягивание гаек обеспечивает надежное прокладочное уплотнение и ровное расположение фланцевого соединения. Концы затянутых болтов не должны выступать больше, чем на половину диаметра применяемых болтов. Для облегчения затягивания и надежности крепления можно смазать резьбу болтов графитом, смешанным с минеральным маслом.
Задвижка шиберная. Краткая характеристика

Самым традиционным и популярным видом соединения задвижек с трубопроводной системой является фланцевое крепление.
Установка шиберных задвижек осуществляется на горизонтальные трубопроводы. Запорный элемент должен находиться в положении «открыто» или «закрыто». Запорная арматура не используется для частичного перекрытия потока рабочей среды.
Конструкция шиберной задвижки предусматривает наличие диска и штурвала для управления. В корпусе конструкции расположен винтообразный стержень, перемещающийся вертикально по отношению к потоку. Для надежной герметизации перекрытия используется специальный сальник с уплотнителем. Расположение уплотнительного кольца параллельно по отношению к шпинделю.
Выпускаются шиберные задвижки с:
- невыдвижным шпинделем;
- выдвижным шпинделем.
Ножевая шиберная фланцевая задвижка – разновидность трубопроводной запорной арматуры, запирающий элемент которой изготовлен в виде ножа (ножевой затвор). В его функции входит разрушать твердые частицы, находящиеся в потоке рабочей среды.
По способу крепления задвижка бывает:
- фланцевая;
- межфланцевая.

Чтобы увеличить степень прочности, для изготовления шиберных задвижек используют сплавы, обладающие повышенными антикоррозионными свойствами, либо специальное металлическое, устойчивое к коррозии, покрытие.
У таких деталей нет функции, регулирующей поток рабочей среды. Они имеют только два крайних положения: «открыто» и «закрыто». Им присуще такое свойство, как высокая прочность, и, как следствие, возможно их применение при высоких температурных режимах и давлении. Чтобы увеличить степень прочности, для изготовления шиберных задвижек используют сплавы, обладающие повышенными антикоррозионными свойствами, либо специальное металлическое, устойчивое к коррозии, покрытие.
По характеру управления (по типу привода) задвижка фланцевая классифицируется на системы:
- ручные (с использование маховика);
- ручные (с рычагом);
- пневматические;
- гидравлические;
- электрические.
Отрасли, использующие в своей работе такой вид запорной арматуры, как задвижка шиберная фланцевая, следующие:
- металлургия;
- химическая промышленность;
- целлюлозно-бумажная промышленность;
- пищевая промышленность и т.д.
Конструкция задвижек как вида запорной арматуры

Задвижка шиберная (ее конструкция) не требовательна в осуществлении эксплуатационного обслуживания. При необходимости замены пришедших в негодность манжет не нужно разбирать саму конструкцию.
Задвижка шиберная фланцевая предполагает наличие следующих составных элементов:
- корпус (в основном, литой);
- нож, двигающийся внутри корпусной оболочки;
- уплотнитель, с помощью которого достигается высокая степень герметизации;
- сальник, используемый для улучшения герметичности в соединениях шпинделя и шибера;
- специальный бугельный узел, превращающий движение привода в поступательные ножевые движения.
Задвижка шиберная (ее конструкция) не требовательна в осуществлении эксплуатационного обслуживания. При необходимости замены пришедших в негодность манжет не нужно разбирать саму конструкцию.
Положительные качества, которые отличают конструкцию шиберной системы:
- возможность вращаться в тяжелой рабочей среде, не создавая ситуации «заедания», благодаря системе, состоящей из резиновых манжет;
- замена манжет производится без разбора системы;
- конструкция верхнего уплотнителя задвижки – самосмазывающаяся система, которая не нуждается в прокладке и пополняется без разбора;
- меньший износ в результате прохождения двустороннего потока через отверстие полнопроходного характера (турбулентность и потеря давления минимальна);
- легкая очистка от скопления твердых частиц и осадков вследствие отсутствия днища;
- перекрытие двустороннее;
- материал изготовления манжет разнообразен, может использоваться вид резины, устойчивой к химическим и другим агрессивным средам;
- периодическая очистка отверстия выхода в результате существующей возможности промывки пластины;
- сохранение условий максимальных скорости движения потока и давления за счет интегрированных торцевых колец, поддерживающих заслонку во время вращения.
Материалы, используемые при изготовлении задвижек
Корпус задвижки обычно изготавливается из чугуна высокой прочности. Это стандартный вариант (задвижки чугунные с электроприводом). Другим материалом для изготовления корпуса может быть нержавеющая сталь.
Заслонка задвижки может быть изготовлена из нержавеющей стали, но возможно использование и других материалов (сплавы и другие марки стали).
Резиновые манжеты тоже отличаются разнообразием материалов. Но, как правило, используется такой материал, как природный каучук (этиленпропиленовый).
И, наконец, материал вентиля – мягкая сталь (деталь вентиля изготавливается сварным способом).