Соединение труб при помощи раструбов
Труба с раструбом используется для соединения трубопроводов между собой.

Соединение труб при помощи раструба.
Смысл устройства в том, что соединяемые поверхности изготавливаются конической формы и снабжаются клеевой прослойкой, а разрезное стопорное кольцо совмещается с конической частью раструба. Используется раструбное соединение труб при монтаже коррозионностойких трубопроводов из пластмассовых, металлических (стальных, чугунных и т. п.) и стеклопластиковых материалов.
Использование в монтаже клея
Один из вариантов подобного монтажа – соединение при помощи клея, когда конец одной трубы размещается в раструбе другой, а совмещение происходит по коническим поверхностям. Надежность и герметичность данного сопряжения полностью зависит от клеевой основы, что и является основным недостатком. Долговременное воздействие и влияние растягивающих сил перемещаемой рабочей среды приводит к ослаблению адгезионной устойчивости клеевого слоя к субстрату, так как со временем происходит процесс диффузии указанной среды в полимерную основу клея.
Еще одна особенность заключается в том, что в процессе монтирования стальных труб с конически сопрягающимися поверхностями с клеевой составляющей требуется стяжное устройство, которое позволит создать необходимое давление в клеевом слое и зафиксировать соединение труб до тех пор, пока клей не достигнет нужной твердости и прочности. Данный момент отрицательно влияет на показатель производительности труда при установке трубопровода.
Применение стопорного кольца
Подобным по смыслу (прототипом) является вариант, когда соединяются трубы раструбные с гладкими концами, стопорное кольцо и поджимной элемент, выполненный в виде накидной гайки. Надежность данного монтажа обусловлена совмещением гладкого конца трубы с выступом в раструбе.
Гладкий конец необходимо с усилием ввести в раструб и зафиксировать, применив стопорное кольцо, которое в свою очередь прижимается к раструбу накидной гайкой. В итоге стопорное кольцо внешней поверхностью конуса соприкасается с поверхностью конуса раструба на входе с одной стороны, а с другой – с внутренней поверхностью конуса накидной гайки.
Под действием осевого сжатия на конические поверхности стопорное кольцо подвергается деформации, в результате чего выступы на внутренней поверхности стопорного кольца со стороны раструба врезаются в поверхность трубы и закрепляют гладкий ее конец с раструбом. Также в процессе радиальной деформации гладкий конец трубы закрепляется с другим торцом стопорного кольца, где произведены специально предназначенные прорези.
Рассматриваемое соединение имеет свои отрицательные стороны:
- cложность;
- недостаточная прочность в условиях воздействия продольных сил и внутреннего давления рабочей среды;
- кроме того, стопорное кольцо представляет собой сложную конфигурацию, что добавляет сложности при монтаже. Исходя из допусков на наружные диаметры трубопроводной арматуры, стопорное кольцо надевается на гладкий конец трубы с зазором, из чего следует, что для закрепления гладкого конца при наворачивании накидной гайки требуется пластическая деформация кольца как в области выступов на внутренней поверхности, так и по сечению.
В целях обеспечения герметичности в раструбном соединении, как уже было отмечено ранее, гладкий конец с приложенным усилием вводится в раструб, в итоге которого обеспечивается деформация трубы по соприкасающимся поверхностям, но стопорное кольцо прижмет конец трубы при навинчивании гайки только тогда, когда деформируется в радиальном направлении, для чего необходимо приложить очень большие усилия, которые практически нереальны, особенно при условии монтажа труб больших диаметров.
Соединение и его особенности
Цель изучения и развития системы раструбного соединения – упрощение и повышение надежности в условиях воздействия продольных сил и внутреннего давления рабочей среды.
Технический результат обусловлен тем, что в рассматриваемом трубопроводном соединении накидной фланец с поверхностью в виде конуса, расположенный на гладком конце, и стопорный элемент с соответствующими выступами и прорезями, а также соприкасающиеся поверхности труб изготовлены конической формы и снабжены клеевой прослойкой. Стопорный элемент, в свою очередь, со стороны прорезей сопрягается с конической частью раструба и изготовлен в разрезном виде.
Отличается указанное раструбное соединение тем, что все соприкасающиеся поверхности выполнены в виде конуса и снабжены клеевой прослойкой, а также функцией и исполнением стопорного элемента.
Раструбное соединение с уплотнительным кольцом из резины используется в качестве основного вида при монтаже внутренних канализационных систем. Герметичность, как и в предыдущих случаях, обуславливается зажатием уплотнительного элемента между поверхностями раструба и гладким концом.
Уплотнители из резины со специально предназначенными вкладышами или же без таковых способствуют осуществлению монтажа прочных и герметичных соединений.
Кольцо из резины позволяет компенсировать несовпадение частей и их соединение, тем не менее, при неравномерном деформировании уплотняющего кольца могут образоваться протечки. Вот почему при установке скрытых труб, в частности, под стяжку, следует обратить особое внимание, чтобы искривление оси на составных участках трубопровода составляло по значению не больше, чем толщина стенки трубы на каждый м канализационных систем.
Многие производители выпускают тройники и колена с углом 87° вместо 90°, что позволяет избежать перекоса кольца. Чтобы кольцо при установке не было повреждено, на вставляемом конце делают фаску и смазывают специально предназначенной силиконовой смазкой (на худой конец мылом или глицерином, но ни в коем случае не маслами).
Перед тем как соединять канализационные трубы, следует убедиться, что край трубы снабжен фаской, а чугунные раструбные трубы – уплотнительным кольцом, которые необходимо предварительно зачистить от загрязнений. На гладкий конец или фасонную часть наносится смазка. Затем гладкий край помещается в раструб до упора, на данном этапе необходимо отметить место соприкосновения гладкого края и раструба. Труба вытаскивается обратно на 0,9 – 1,1 см в отношении положения метки. Данный зазор позволит компенсировать изменение протяженности чугунной раструбной трубы в результате температурных влияний, а, соответственно, предотвратить внутренние напряжения в канализационных системах.
Контактная раструбная сварка
Соединение канализационных стальных труб посредством контактной раструбной сварки подразумевает предварительный нагрев изделий в ванне или электропечи и формирование раструба при помощи специально предназначенного дорна.
В данной ситуации внутренний диаметр исполненного раструба должен быть меньше наружного.
Раструбная сварка осуществляется посредством нагревательного элемента, состоящего из дорна и служащего для оплавки внутренней поверхности раструба, и гильзы, которая способствует оплавке наружной площади торца трубопроводной арматуры. Для труб и частей каждого диаметра требуется отдельный специальный элемент или комплект дорнов и гильз.
Рабочая поверхность нагревательного элемента в обязательном порядке покрывается фторопластовой пленкой либо другим составом, способным препятствовать налипанию расплавленных материалов.
Монтаж канализационных труб
Соединение канализационных труб методом раструбной сварки осуществляется следующим образом.
- Элемент посредством электрического тока, газовой горелки либо паяльной лампы нагревается до требуемой в конкретном случае температуры (для стальных, чугунных, пластиковых и прочих труб).
- Регуляция температуры осуществляется термокарандашом, терморегулятором либо материалом трубы (в процессе сопряжения с нагретой поверхностью элемента он плавится, но не горит, т. е. нет дыма).
- На концах трубопроводной арматуры снимается фаска, составляющая 1/3 толщины стенки трубы, под углом 45 °.
- На гладкий конец устанавливается ограничительный хомут на расстоянии, равном глубине раструба, плюс 2 мм.
- В раструб вводится дорн нагревателя, а гильза до упора надевается на гладкий край. Период нагрева зависит от материала и толщины стенки трубопроводной арматуры.
- Расплавленные детали одновременно извлекают из гильзы и дорна и в течение 2-3 секунд соединяют между собой.
- Детали под нагрузкой держат около 30 секунд, пока материал полностью не затвердеет.
По окончании процесса детали ни в коем случае нельзя поворачивать относительно друг друга.